Права на фотографии

Права на фотографии в интернет-магазине

Виртуальная витрина любого интернет-магазина сильно зависит от качества фотографий товаров. Со временем многие предприниматели приходят к тому, что нужно сделать свои фотографии продукции. Кто-то нанимает фотографа в штат, кто-то прибегает к услугам фрилансера.
К сожалению, недобросовестные конкуренты начинают воровать фотографии. Получается, что интернет-магазин платит и за себя и «за тех ребят».
Мы решили подготовить инструкцию по защите прав на фотографии для интернет-магазинов. Но чтобы защищать фотографии, нужно сначала стать их правообладателем. О том, как это сделать, читайте в этой статье.

Фотография является объектом авторского права (см. ч.1 ст. 1259 Гражданского Кодекса РФ).
Чтобы впоследствии иметь возможность бороться с нарушителями, интернет-магазину нужно получить права на созданные объекты от фотографа, т.е. стать правообладателем.

Здесь возможно 2 варианта:

Вариант 1. Интернет-магазин имеет штатного фотографа

Обязательно заключите с фотографом трудовой договор.
Согласно законодательству, если в договоре не предусмотрено иное, права на фотографии, создаваемые сотрудником, переходят к работодателю.

Нюанс 1
В трудовом договоре в должностных обязанностях сотрудника должно быть указано, что он занимается проведением фотосъемки объектов для интернет-магазина.
Нюанс 2
При проведении крупных фотосессий рекомендуем составлять служебное задание с перечнем фотографируемых предметов.
Документ должен содержать срок, в течение которого сотрудник должен выполнить работу, требования к фотографиям (размер, фон, цвет/чб и т.д.), подпись работника и работодателя.

Если трудовой договор оформлен правильно, интернет-магазин становится правообладателем фотографий.

Вариант 2. Интернет-магазин заказывает фотографии у фрилансера

Заключайте договор авторского заказа. Очень важно включить в него следующие условия: предмет, срок исполнения, размер вознаграждения.

При отсутствии одного из условий, договор считается не заключенным.
Если со сроками и вознаграждением все ясно, то про предмет поговорим чуть подробней:

Договор должен содержать опись заказываемых фотографий и конкретные требования к ним. Чем подробней, тем лучше:

  • для чего создаются;
  • где их предполагается использовать;
  • что в них должно быть;
  • в каком стиле они должно быть выполнены;
  • цвет или ч/б и пр.
Чтобы не «утяжелять» конструкцию договора мы рекомендуем выносить эти условия в приложение, добавив в предмет такой пункт:

«Перечень Произведений и требования к ним согласованы Сторонами в Приложении №1 к Договору, которое является его неотъемлемой частью».

Договор должен предусматривать, что после выполнения работ фотографом, права на фотографии перейдут к магазину. Передачу результата работ и прав на фотографии лучше всего оформить отдельным актом.

Условие в договоре можно сформулировать так:

«Все исключительные авторские права на использование фотографий в любой форме и любым способом переходят к Заказчику с момента подписания Сторонами Акта сдачи-приемки Материалов».

Договор и акт-приема передачи будут доказательствами того, что интернет-магазин обладает правами на фотографии, сделанные фрилансером.

Несколько важных моментов, которые пригодятся впоследствии для защиты прав:

  1. Просите вести фотографа съемку в формате RAW. Требуйте, чтобы Вам передавались как фотографии в формате JPEG, так и в формате RAW. Храните их и не в коем случае не удаляйте.
  2. Просите фотографа настроить камеру, чтобы в EXIF были записаны сведения о фотографе, дате съемке и пр.
  3. Перед тем как выложить фотографию в сеть немного обрезайте исходник, ставьте на фотографию знак копирайта и название магазина.

Если все документы оформлены правильно, Вы становитесь правообладателем фотографий. О том, как бороться с нарушителями, мы поговорим в следующей статье.

Автор: Павел Мищенко, runetlex.ru

Похожие записи

Комментарии:

Добавить комментарий